?

Log in

No account? Create an account
 
 
24 May 2015 @ 10:56 pm
Неброский, но привлекательный фашизм Драгунского  
Не могу сказать, что я большой поклонник творчества писателя Виктора Драгунского. Не смогу даже подробно рассказать про что его знаменитые «Денискины рассказы», хотя и читал их в рамках школьной программы. Однако, чисто за красивую фамилию я его уважал всегда. Для меня, нормального пацана, росшего в 80-е, драгуны не являлись прекрасными тяжелыми кавалеристами, как кирасиры, и не служили образцом лихой храбрости, как гусары. Но тем не менее, это были отличные солдаты, без которых не обходилось ни одно сражение тех времён. Поэтому, когда несколько дней назад в ленте фасе-буки начала часто-часто мелькать фамилия «Драгунский», я сначала решил, что у писателя юбилей и его, типа, все поздравляют. А оказалось, что у него немного другой праздник. С валидолом на руках.

Сынулька писателя Драгунского, оказалось, тоже не чужд немного поскладывать из буковок тексты. И даже недавно накропал небольшую заметку на злобу дня. В элегичном ключе умудренного опытом либерального графомана. На давным-давно затёртую до дыр тему «как нам не повезло с народом, и что же нам с этим делать». В общем, ничего нового. Очередной в скрип мозгом штампованного русского «интеллигента».

Но некоторые места в этом тексте всё-таки достойны подробного разбора. Потому что, когда такое произносится не в стенах заповедника либерастов («Эхо Москвы», ага), это всё-таки немного моветон. Примерно как никто не будет осуждать человека если он раскатисто портит воздух закрывшись в туалете. Мало ли каким гамбургером ему обедать довелось? Но вряд ли кто одобрит подобные откровения из прямой кишки, совершаемые посреди комнаты наполненной воспитанными людьми.

Вот, например, несколько абзацев из упомянутого текста. Цитирую по материалам сайта gazeta.ru (выделения текста – редакционные).

Фраза «крестьяне кормят нас хлебом», или «рабочие делают для нас машины и мебель», или «продавец стоит ради нас за прилавком» — это либо метафора на грани жульничества, либо невежество на уровне девятого класса средней школы.

Нет! Они трудятся, потому что зарабатывают себе на пропитание, одежду и жилье, вот и все. Не будут трудиться — с голоду помрут, а этого им, естественно, не хочется. Поэтому нет никакого резона фетишизировать сам факт, что какие-то граждане каждый день рано утром идут на тяжелую работу.
Конечно, эти люди в подавляющем большинстве случаев не виноваты, что оказались в этой мрачной социальной зоне. Но уж как стасовалось, так и выпало.

Этих людей не надо осуждать за их темноту: они, повторяю, в этом не виноваты. Далее, эти люди обладают всей полнотой человеческих, гражданских и политических прав, разумеется, включая избирательное. Любая попытка ограничить эти права чревата обрушением всей социально-политической конструкции современного государства и должна — на мой взгляд! — решительно пресекаться.

Но ни в коем случае нельзя ориентироваться на их суждения, ценности и жизненные устремления. Потому что эти люди ни в коей мере не являются кладезем морали.

И вот ещё кусочек, который логически завершает первый.

Они даже не аморальны. Аморализм — это ведь тоже этическое учение, требующее определенного напряжения ума и некоторых знаний. Они чаще всего бывают имморальны, то есть вне морали. Им почти недоступны категории добра и зла, выходящие за пределы их повседневного быта, за пределы сиюминутной личной выгоды. Именно сиюминутной, потому что задуматься о сколько-нибудь отдаленных последствиях своих поступков они не в силах.

А теперь немного философии, которую контурно задевает сын уважаемого писателя. Чисто для понимания, что же на самом деле он сказал в своей короткой заметке.

Что, по-крупному, отличает человека от животного? Этот вопрос, вообще говоря, далеко не праздный и занимал мысли несметного количества мыслителей во все времена и на всех континентах. Дело в том, что человек практически полностью идентичен животным. Может быть сложно обнаружить такое сходство, если поставить рядом с человеком земляного червяка. Или сравнивать человека и вообще какую-нибудь медузу. Но уже при сопоставлении человека и волка или человека и медведя возникает эффект радостного узнавания. А если начать сравнивать с мартышками, так и вообще сомнения в похожести отпадут.

Мы, люди, так же, как и животные, рождаемся, растем, боремся за выживание, выстраиваем разные отношения как друг с другом, так и с другими животными, размножаемся, питаемся. Умираем, в конце концов. Однако, при более внимательном рассмотрении (в философском плане) становится всё ж таки очевидно: человек – суть животное не до конца. Есть в нём нечто, что позволяет выделить его из мира животных. И, сохранив всё полагающееся почтение к животному миру, всё ж таки признать, что человек выше его.

Понятное дело, некоторым персонажам по какой-то загадочной причине совершенно не хочется подниматься над животным миром. Поэтому они всё равно будут продолжать цепляться исключительно за животную составляющую людей. Считая её единственным наполнением нас. Рискну предположить, что это от банальной лени: признав, что человек выше животного, следующим шагом придется принять на себя и ответственность. Гораздо проще оставаться в положении животного. Тогда можно с чистой совестью «жрать» любого другого человека (который так же опускается до уровня животного) и не заморачивать мозги такими ненужными понятиями, как «добро» и «зло».

Вот на примере этих странных человеков и можно, как раз, очень наглядно продемонстрировать чем отличается человек от животного. У человека есть два свойства, практически полностью отсутствующие у животных.

Первое: мы умеем достаточно уверенно различать что есть Добро, и что есть Зло.

Да, кто-то может сказать, что это не врожденное качество, что этому надо обучать. Что младенец в этом плане ещё не до конца человек. Всё так, но любой младенец (повторяю: любой, даже с фатальными травмами мозга) способен обучиться этому различению по мере взросления. Кто-то может заметить, так же, что понятия добра и зла сильно разняться от общества к обществу. Как идеальный пример обычно приводят мораль Готтентотов, у которых, дескать «хорошо, это когда я ворую коров у соседа, а плохо – это когда сосед ворует моих». Но и тут я возражу: вне зависимости от критериев, по которым разделяют добро и зло, сами эти понятия совершенно четко осознаются. Более того, чисто методами культурного воздействия эти самые критерии можно очень сильно варьировать. И самое главное: у любого народа, в какой бы части света он ни жил, всегда мы найдем понимание, что жизнь человека – ценна. Что за неё по возможности надо бороться. И что отбирать её без какой-то серьезной причины – однозначное зло.

А теперь второе чисто человеческое свойство: любой человек может совершенно осознанно делать выбор поступать «по-доброму» или «по-злому». Эта та самая свобода Воли. Один человек может без какого-либо принуждения (добро-вольно, ага) помогать другому. Например, делиться с ним пищей, поддерживая таким образом жизнь этого другого. Т.е. быть «добрым человеком». Иной же человек может, опять же по собственной воле, отнимать пищу у других людей, подвергая их жизнь опасности. Или вообще эту самую жизнь отнимать, чтобы проще было изъятую пищу сожрать. Становясь, таким образом, «человеком злым».

Если мы в этой модели, например, рассмотрим медведя, который притопал на поляну, где сидели туристы, загнал их на деревья и сожрал тушёнку, которую те собирались употребить на обед, то может сложиться впечатление, что медведь тоже представитель Зла. Однако, это впечатление будет неверным: медведь не бывает ни злым, ни добрым. Он может быть голодным, может быть разъярённым, может быть просто любопытным. Но Зла в нём не будит ни на пол волосинки. Он просто учуял съедобное, просто пришел туда, откуда доносился запах и просто утолил голод. То, что таким образом он ставит под угрозу жизнь людей, медведь осмыслить не в силах. Именно поэтому нельзя его назвать Злом. Бедой, напастью, даже катастрофой – да. Но не Злом.

А теперь давайте сделаем небольшое сказочное допущение. Предположим, что у туристов была возможность доходчиво объяснить медведю, чем грозит поедание запасов тушенки для этих вот конкретных залезших от страха на деревья людей. Тогда перед медведем встал бы выбор: поддаться ли чувству голода и всё-таки закусить вкусной тушенкой, или поискать в лесу что-то другое съедобное. Для обычного медведя вопрос решился бы мгновенно: природа приказала бы ему «жрать» и туристы остались бы без тушёнки. Можно ли теперь считать медведя Злом? Ведь он же теперь знал, чем грозят его действия для людей. Берусь утверждать, что и в этом случае медведя нельзя считать Злом. Он полностью подвластен своему природному началу. Даже если бы очень захотел, он не смог бы остановиться.

А вот если бы наш медведь, в дополнение к возможности общаться с засевшими на деревьях туристами, обладал бы ещё и способностью контролировать свою животную составляющую (в данном случае голод), то он мог бы сесть и пораскинуть мозгами. Прикинуть: а может, действительно, оставить им эту тушенку? Пойти рыбы половить? Или малины потрескать? Но после этого размышления решил бы, что до малины ещё идти надо, а рыбу вообще не понятно поймаешь ли… В общем, проще съесть то, до чего можно лапой дотянуться, а эти на деревьях пусть хоть прямо там попередохнут... Вот тогда мы, во-первых, могли бы с полным основанием назвать его Злом. А, во-вторых, что в нашем случае гораздо важнее, должны были бы признать его равным человеку.

Да, мохнатым и, вообще, пошедшим по пути Зла, но всё равно равным человеку. Потому что наш полный сказочных допущений медведь продемонстрировал способность к различению Добра и Зла. Показал, что умеет делать обдуманный выбор между этими двумя гранями. И по собственному волевому решению следовать сделанному выбору. А то, что на наш взгляд, он сделал выбор в неправильную сторону, это дело поправимое. Надо просто найти весомые аргументы, дабы помочь в следующий раз склониться к Добру.

А теперь вернемся к нашему чудесному сынульке писателя Драгунского. С его чудесным утверждением, что подавляющему большинству людей в нашей стране «ПОЧТИ НЕДОСТУПНЫ КАТЕГОРИИ ДОБРА И ЗЛА». При этом себя он, ясное дело, в это большинство не включает. Сам сынулька уверен, что уж он то  точно является эталонным знатоком морали, способным, видимо, уловить тончайшие оттенки темной и светлой стороны любого поступка.

Т.е. этот убеленный сединами креакл фактически отнимает у большинства людей то, что мы легкой рукой даровали нашему сказочному медведю. И если мы нашими подарками выдернули косолапого из животного состояния, возвысили его поставив на один уровень с человеком, то сын писателя Драгунского наоборот, отнимает у подавляющего большинства людей способность различать Добро и Зло.

Ещё раз: он не говорит, что у этого самого большинства неправильно откалиброваны некие внутренние датчики. Лиха беда: плохая калибровка. Дело наживное, младенцы вон, тоже в этом не особо смыслят. Но нет, он с усталой печалью потомственного «интеллигента» просто лишает людей того, что позволяет им называться людьми. Вколачивая их собственным произволом в ранг животных. Просто очень похожих на нормальных людей. Почти как мартышки, даже лучше.

Если кто вдруг не понял он мягко, очаровательно и словно бы исподволь делает то, что яростно и с обильной жестикуляцией делал в прошлом веке один не слишком талантливый художник (вернее перестал делать чуть больше 70 лет назад). А именно, разделяет человеческое племя на собственно людей и тех, кто лишь внешне очень похож на людей. А по сути ничем не отличается от обычных животных.

И если верить счетчику репостов на сайте gazeta.ru, то на данный момент только на фэйсбуке уже более 9 000 человек поддержали откровенно фашистскую прокламацию Дениски.

Потому что фашизм может приходить не только в виде затянутого в черный мундир воина дивизии СС.
И даже не в виде экзальтированного молодчика в вышиванке и балаклаве.
Может фашизм заглядывать на огонёк и виде неброского, но очаровательного в своей интеллигентной журналиста.

И не все способны различить его звериный оскал, под этой маской.



 
 
 
Николай Ганибаевganibaev on May 25th, 2015 04:55 am (UTC)
Очень образно сказано про заповедник.
И стало не до смеха, когда прочитал цитаты от либерала.
Это же один в один позиция Великого Инквизитора, кирпичик в проект "счастливое дитя":
===
Они станут робки и станут смотреть на нас и прижиматься к нам в страхе как птенцы к наседке. Они будут дивиться, и ужасаться на нас и гордиться тем, что мы так могучи и так умны, что могли усмирить такое буйное тысячемиллионное стадо. Они будут расслабленно трепетать гнева нашего, умы их оробеют, глаза их станут слезоточивы, как у детей и женщин, но столь же легко будут переходить они по нашему мановению к веселью и к смеху, светлой радости и счастливой детской песенке. Да, мы заставим их работать, но в свободные от труда часы мы устроим им жизнь как детскую игру, с детскими песнями, хором, с невинными плясками.

О, мы разрешим им и грех, они слабы и бессильны, и они будут любить нас, как дети, за то, что мы им позволим грешить. Мы скажем им, что всякий грех будет искуплен, если сделан будет с нашего позволения; позволяем же им грешить потому, что их любим, наказание же за эти грехи, так и быть, возьмем на себя. И возьмем на себя, а нас они будут обожать, как благодетелей, понесших на себе их грехи пред богом. И не будет у них никаких от нас тайн. Мы будем позволять или запрещать им жить с их женами и любовницами, иметь или не иметь детей, — всё судя по их послушанию, — и они будут нам покоряться с весельем и радостью. Самые мучительные тайны их совести, — всё, всё понесут они нам, и мы всё разрешим, и они поверят решению нашему с радостию, потому что оно избавит их от великой заботы и страшных теперешних мук решения личного и свободного.

И все будут счастливы, все миллионы существ, кроме сотни тысяч управляющих ими. Ибо лишь мы, мы хранящие тайну, только мы будем несчастны. Будет тысячи миллионов счастливых младенцев и сто тысяч страдальцев, взявших на себя проклятие познания добра и зла.
===
d_e_r_w_i_s_hd_e_r_w_i_s_h on May 25th, 2015 12:54 pm (UTC)
Таки да, может быть Дениска и не стал самым хорошим писателем. Но то, что классику он читал - видно невооруженным взглядом.
Николай Ганибаевganibaev on May 25th, 2015 07:01 pm (UTC)
Вот только впитал он что-то не то, недосмотрели...
d_e_r_w_i_s_hd_e_r_w_i_s_h on May 26th, 2015 01:59 am (UTC)
Думаю, манкировал Дениска, поездками на картошку. Раз не в курсе на счет особенностей крестьянского труда.
Николай Ганибаевganibaev on May 26th, 2015 07:18 am (UTC)
Точно!
svonbsvonb on May 25th, 2015 06:58 am (UTC)
Этого сына обнаружил где-то год назад, и поразился, что "Денискины рассказы" не пошли коню впрок.
fedorova_tlfedorova_tl on May 25th, 2015 10:20 am (UTC)
Что-то многовато будет этих сынов-перевёртышей. Сытое брюхо к ученью глухо?
d_e_r_w_i_s_hd_e_r_w_i_s_h on May 25th, 2015 12:57 pm (UTC)
Недоработали в плане создания элиты. Зато практически доказали, что нельзя вожжи контроля отпускать через 30 лет после победы. Видимо идея про три поколения не столь глупа.
d_e_r_w_i_s_hd_e_r_w_i_s_h on May 25th, 2015 12:55 pm (UTC)
В принципе, это конкретный персонаж - живой укор Советскому Союзу. ТщательнЕе надо было следить за подрастающим поколением. И ремня не жалеть.
fedorova_tlfedorova_tl on May 25th, 2015 02:02 pm (UTC)
Да. На будущее надо этот фактор всерьёз учитывать, - если не получается эти сорняки культивировать, - значит, в первую очередь школа не дорабатывает ( в том числе и с именитыми родителями). Учителя должны бить тревогу, обращаясь к обществу. У советской школы была возможность воздействовать на родителей через организации, где они работали.

А сейчас чаще показывать брак лицом всему гражданскому обществу - как в вашей статье.

А то что-то разговорились.
d_e_r_w_i_s_hd_e_r_w_i_s_h on May 25th, 2015 05:09 pm (UTC)
> чаще показывать брак лицом всему гражданскому обществу

"Промолчи, и Сатана восторжествует". Да.
olom1980olom1980 on May 25th, 2015 08:24 am (UTC)
согласен с автором
d_e_r_w_i_s_hd_e_r_w_i_s_h on May 25th, 2015 12:57 pm (UTC)
:)
fedorova_tlfedorova_tl on May 25th, 2015 02:10 pm (UTC)
Вдогонку.

Как называется улыбка ртом? Ну, когда глаза колючие, злющие, а рот растянут? (Вот прикройте нижнюю часть лица). Причём такая гримаса не только этому персонажу свойственна.

Edited at 2015-05-25 02:12 pm (UTC)
d_e_r_w_i_s_hd_e_r_w_i_s_h on May 25th, 2015 05:08 pm (UTC)
Хмм...
Оскал?
fedorova_tlfedorova_tl on May 25th, 2015 05:47 pm (UTC)
Да. Я к тому, что за показушной мягкостью в формулировках, такая плохо скрываемая ненависть, такое презрение к людям, к стране, что становится жутко. Ведь рядом живут, своего часа выжидают. Просвирнин (СиП) прямо говорил о дне отмщения - а Прохорова и этот кадр чем лучше? И по личкам шастать не гнушаются (пусть не лично), агитируют, грозят - имела удовольствие.)
d_e_r_w_i_s_hd_e_r_w_i_s_h on May 26th, 2015 01:58 am (UTC)
Ну пока только по личкам - это полбеды. Главное - научиться во время поднимать "внутренние щиты", чтобы эти наскоки из лички не задевали. После нескольких тренировок такие наскоки даже радовать начинают. Хуже будет, когда они решат не в лички, а лично захаживать. Вот тогда пойдет совсем уже другая песня.
Mikhael  Katz: пацак биmikhaelkatz on May 26th, 2015 05:36 am (UTC)
у меня намедни тоже был похожий клинический случай



молодой человек рассуждал о том, нужны ли библиотеки для чернорабочего быдла
http://mikhaelkatz.livejournal.com/14588.html
fedorova_tlfedorova_tl on May 26th, 2015 09:16 am (UTC)
Да-да. Это из той же оперы: ни к чему не приспособленная,ни на что не годная умствующая белая кость, голубая кровь.
fedorova_tlfedorova_tl on May 26th, 2015 09:28 am (UTC)
Отрывок из нашего двухдневного общения после драпа Гиркина:

"...А Славянск скоро будет освобожден. И их, ополчение и Стрелкова будут приветствовать около 30 тыс. человек, а не ноль. Не ноль, как фактически вы им предрекали. Потому что люди все понимают. Вас уже трудно спасти. Оставайтесь. Не надо больше писать. Я уже много разговоров с замби провел. Слава богу, много, несколько сотен покинуло эту клоаку".

Очччень накалённый ненавистью к СВ и к быдлу господинчик.

Edited at 2015-05-26 09:32 am (UTC)
d_e_r_w_i_s_hd_e_r_w_i_s_h on May 28th, 2015 12:03 am (UTC)
Видно же, что человек прямо в истерике заходится. Ласково надо с такими, а то вдруг они закричат да в окно сиганут...
:)
fedorova_tlfedorova_tl on May 28th, 2015 12:12 am (UTC)
(: