?

Log in

No account? Create an account
 
 
22 November 2016 @ 06:30 pm
Банальное о деньгах  
Помню, в школе, на волне мечтаний о том, как вырвемся из унылого совка и зашагаем в светлое капиталистическое будущее, ввели предмет «Экономика». Может быть назывался он и несколько иначе, но как-то схоже. Память тут подводит, потому как к предмету этому я относился максимально не серьезно.

И действительно, как можно всерьез воспринимать, когда тебе на протяжении учебного часа рассказывают вещи, которые, как мне казалось, должны быть очевидны всем. Согласитесь, если учитель вам на серьезных щщах начнет задвигать, что солнце встаёт на востоке, трава зеленая, а зимой холодно, вы, скорее всего, очень быстро перестанете смотреть на него как на серьезного педагога.

Однако, волей хитрованки-судьбы, пришлось мне тут плотно пообщаться с людьми, которые всерьез занимаются торговлей. Даже поработать в этом деле. И на этом поприще открылось для меня две вещи, совершенно выбившие из устойчивости. Первое: у меня достаточно уверенно получается заниматься тем, что всю предыдущую жизнь считал делом постыдным и даже недостойным. Второе: люди, серьезно работающие в торговле, вкладывающие в неё и деньги, и нервы, частенько с трудом натягивают на голову те мысли, которые тогда в школе я считал примитивными банальностями.

Вот, например, такая простая, как мне кажется по сей день, мысль: если из двух товаров на один наценка 100%, а на другой всего лишь 25%, то совсем не обязательно первым заниматься выгоднее. Те, для кого эта мысль также очевидна, дальше могут не читать. Совершенно честно заявляю: там не будет ничего, кроме доказательства, что трава зеленая.

Для остальных объясню на примере.

Допустим, у нас есть магазин, торгующий модными нынче электронными сигаретами. Теми, которые гламурно называются «вэйпоризаторами» (сиречь: «испарителями»). Обычно, расплодившиеся буквально за год, магазинчики, торгующие этим делом, не слишком заморачиваясь накидывают на свой товар, что называется, «два конца». Т.е. покупая, например, какую-нибудь фигуёвину за 1 000 рублей, выкладывают её на прилавок уже 2 000.

Кстати, это не от жадности. Из этой «тысячи сверху» продавцу надо заплатить аренду помещения, зарплату продавцу, зарплату бухгалтеру, кассовый сбор… много разных интересных вычетов будет, прежде чем остаток упадет в кошелек коварного торгаша. При этом, если торговля, вдруг, не заладится, то, например, хозяин помещения за арендой всё равно придет. Поэтому выручка удачных дней должна учитывать ещё и дни провальные.

Но, тем не менее прав будет тот, кто воскликнет: «доколе будем кормить этих дармоедов!» Действительно: крепкие здоровые парни и не менее крепкие дивчины вместо того, чтобы заняться чем-то действительно полезным, сидят целыми днями за прилавком. При этом, фактически, тем самым серьезно удорожая продукт. Но уж такова «прогрессивная» рыночная действительность. Двадцать пять лет назад наши родители обеспечили нас этой «сияющей благодатью». И пока кардинальным образом от неё не откажемся – придется кушать, что подано. Иного в меню нэма.

Но вернемся к нашему примеру. Каждый такой магазинчик рано или поздно приходит к пониманию, что надо расширять ассортимент. Все в округе, кто мог или желал прикупить себе источающую приятно пахнущие пары глицерина фиговину, сделали это. Количество тех, кто подсаживается на новомодную хрень уравновешивается теми, кто решает вернуться к обычным сигаретам или вообще бросить это дело (курить/парить). Прибыль расти перестает. И это, обычно, заставляет правильного торгаша грустить. Ибо прирастание прибыли – это его такая своеобразная экспансия. А захват новых земель – это заложено в природу человека.

Чтобы не грустить, правильные торгаши расширяют ассортимент на прилавке. Причем не просто ставят вместо 10 сортов товара 20. А делают качественный «шаг в бок». Даже если вместо 10 разных по цене и качеству «испарителей» у тебя на прилавке будет лежать вдвое больше, это вовсе не гарантирует увеличения прибылей. А вот если появится принципиально новый товар, то на него и постоянные покупатели могут позариться. И, самое главное, на твою витрину придут посмотреть те, кому раньше у тебя и делать то нечего было.

Тут, кстати, есть забавный по нынешним дням казус. Бешеная мода на эти самые «вэйпоризаторы», она появилась во многом благодаря тому, что они не являются сигаретами в привычном смысле этого слова. Поэтому дым (который вообще пар) от них не смердит так отвратительно, как сигаретный. А самое главное: их использование не подпадает под те жестокие ограничительные меры, которые уже пару лет как обрушились на наших курильщиков.

Курильщик сегодня – существо загнанное. От прежней вольготы не осталось и следа. Давно уже, как зыбкий сон, забыты пепельницы прямо на рабочих столах и прокуренные офисы. Теперь, чтобы придаться своей пагубной привычке, необходимо искать специально отведенные для этого уголки. Оборудованные, к слову сказать, в крайне минималистичном, аскетическом ключе.

Вэйперы на их фоне выглядят сущей высшей кастой. Могут, в принципе, пыхтеть где им вздумается. При этом, имеют полное право создать такую дымовую завесу, что, если снабдить их лазерными указками, можно будет устраивать шоу в стиле Жан-Мишель Жарра.

Так вот, казус в следующем: магазин, торгующий электронными сигаретами вполне может, заплатив положенные акцизы, поставить у себя шкафы со сигаретами обычными. Чтобы окучивать не только гламурных пидоров вэйперов, но и обычных мужиков, привыкших дымить по старинке.

Эти шкафы, кстати, вообще гимн темному гению маркетинга. Обращали ли вы когда-нибудь внимание, какой волшебный яркий свет вспыхивает, когда их открывают? Т.е. вот только что это была мрачная и невзрачная коробка. И вдруг (о чудо!) она превращается в сияющий портал, откуда на покупателя глядят коробочки с причудливыми рисунками. Осталось прикрутить к шкафам динамики, чтобы из них при открытии неслось «Халелуйя!»

Думаю, вскоре додумаются и до этого.


Короче, сигареты. С них много навара не получишь. На какие-то из них наценка 8%, на другие, понажористее: до 15%, если знать где закупаться. Но в среднем, можно принять наценку на них в 10%.

Казалось бы, по сравнению с электронками, вообще что-то не стоящее. Ведь вложивши в «вэйпоризаторы» и причиндалы к ним, допустим, 100 денег, на выходе торговец получит целых 200. А та же сотка, вложенная в сигареты, принесёт всего лишь 110. В первом случае будет сотка на новую закупку товара и сотка на всякие зарплаты-налоги. Во втором же на сопутствующие расходы остается жалкий десюнчик. «И как с этого жить?» - спросит наивный торговец. И как обычно, в подобных ситуациях, окажется категорически не прав.

Потому что помимо собственно полученного навара всегда надо учитывать и такой фактор, как скорость реализации. Вэйпоризатор – штука дорогая. Прежде чем купить его, человек будет долго ходить, прицениваться, размышлять. А, купив один, сильно вряд ли скоро задумается о покупке второго. Поэтому эти электронные прибабахи покупают не сказать, чтобы стремительно. Правда, такой клиент будет заглядывать, чтобы прикупить «жижки». Но она расходуется не быстро, а место занимает не много. Поэтому можно закупиться прямо на полгода вперёд, если нет жгучего желания попробовать что-то новое.

Сигареты же метут как… ну как сигареты. Заядлый курильщик – это ж сущий наркоман. Ему без пачки в день, если и не смерть, то тоска смертная – точно. А сегодня, когда ларьки с этим барахлом кругом посносили, ему бедолаге, и приткнуться негде. Поэтому, обнаружив заветную «точку» он будет забегать в неё чуть ли не ежедневно.

Это, немного отступая в сторону, дает сигаретам ещё одно преимущество: редкостную стабильность спроса. Курильщик может даже отказать себе в каком-то удовольствии. Например, взять пиво подешевле. А вот сигареты будет брать именно те, к смоле которых привыкли его многострадальные легкие. И брать будет обязательно.

А теперь немного математики. Чисто от фонаря.

Допустим, что у нас есть такой вот магазинчик электронных сигарет. Для простоты примем, что в нем продается один прибор за 100 денег в неделю. Клиенты ходят, приглядываются. Ведут умные разговоры с опытным продавцом с татуировками в неожиданным местах и серьгой в ухе. Пробуют, если разумный хозяин позволяет такое, пыхнуть пару раз понравившимся образцом. Из них кто-то раз в неделю делает окончательный выбор. И, купив чудо в коробке, приносит в кассу 200 денег.

Сто из них владелец потратит на то, чтобы заполнить брешь на прилавке, купив у оптовика новый вэйпоризатор. А из оставшихся ста заплатит аренду, зарплату и прочие неприятные для него вещи.

Теперь, если в этом же магазинчике будут торговать и обычными сигаретами, картина может сложиться такая. Каждая пачка сигарет стоит, допустим, 10 денег. И после продажи добавит в капитал магазинчика всего 1 деньгу. Но их метут по 10 пачек в день. Тоже, вроде как, грустно: 10 рублей «навара» в день, 70 в неделю.

Но не все так просто. Давайте предположим, что наш торговец, не просто жадный хапуга, который в конце дня просто является на «точку» и выгребает из кассы весь наличман. Чтобы тут же отправиться в баню с веселыми девками и вискариком. А разумный коммерсант, которому интереснее заняться развитием подвластной ему концессии. И он навар пустит не на девок, а на закупку товара. Ведь ясно же, что 10 пачек в день – это вовсе не предел. Уже к обеду они кончились, а люди продолжали прибегать и интересоваться.

Тогда он полученные в первый день 10 рублей сверх вложенной сотни потратит на покупку ещё одной пачки. Чтобы на следующий день можно было продать уже 11. И так на следующий день. И вообще каждый день: все деньги, что будут получаться «сверх» он будет вкладывать в увеличение запасов. Тогда прогрессия будет такая

Цена закупки Вложено К-во пачек Цена реализации Выручка Навар
1 день 10 100 10 11 110 10
2 день 10 110 11 11 121 11
3 день 10 121 12 11 133 12
4 день 10 133 13 11 146 13
5 день 10 146 15 11 161 15
6 день 10 161 16 11 177 16
7 день 10 177 18 11 195 18


(в цифрах небольшая не критичная ошибка, кто найдет – тому барбариска)

Как мы видим, ситуация все равно продолжает выглядеть грустной. Дневной навар к концу недели хоть и вырос чуть ли не вдвое (с 10 до 18), но все равно продолжает выглядеть бледным, по сравнению с соткой, которую принесла бы одна продажа «парилки». При этом и продавец каждый день должен впахивать, а не сидеть с умным видом, ожидая прихода будущего покупателя. Который пока «просто посмотреть зашел». Да и сам хозяин, вместо того, чтобы весело и приятственно заправлять под хвост веселым девкам, должен каждый день гонять на оптовую базу, закупки делать.

Скажу больше: такая картина продлится и следующую неделю. И даже третью. Если кто не верит на слово – Excel вам в помощь. Только где-то к середине 4-й недели, в нашей модели торговля сигаретами будет приносить в день желаемую сотню навара.

К тому времени количество реализуемых в день сигарет вырастет в 10 раз. Модного татуированного веэйпера-продавца придется, скорее всего, заменить на бойкую девушку с Украины. Которая в этих гламурных прибабахах не разбирается, зато улыбчива, от активной работы за прилавком только радостнее становится, а деньги считает быстрее калькулятора. А сам хозяин уже будет знать подробности жизни продавца на оптовой базе, знать его личный номер, по которому можно заранее заказать нужное количество сигарет. И даже подружиться с его племянником, который периодически принимает вахту у контейнера.

Ну и в качестве приятного бонуса: оборотный капитал магазинчика тоже увеличится в 10 раз. Что может очень положительно сказаться, если владелец решит, например, взять кредит.

И вот тут возникает закономерный вопрос: а нафига, таки эта вся канитель? Может, действительно, стоит остановиться на «электронках» и не приобретать этот головняк с сигаретами? Не терять возможность приходить в изящный, слегка похожий на элитный клуб вэйп-шоп. Оставить возможность жить легко и непринужденно. С вискариком и ясноглазыми девами. Ведь им можно будет ровно с тем же успехом затирать про то, что являешься хозяином собственного магазина. И даже не врать при этом.

Таки да, скажу я, можно. Можно даже этих самых дев гордо привозить в свой гламурный магазин. И они даже не будут испытывать приступов ревности, увидев такую же украинку, но занятую чем-то полезным (как случится в случае магазина с сигаретами). Татуированный вэйпер, не смотри, что гламурен, вряд ли будет стараться завоевать сердце богатого хозяина магазина.

В общем, можно.

Однако можно ещё вот что. На этом небольшом тесте можно выяснить: кто же по-настоящему является коммерсантом, готовым впахивать, чтобы достигнуть действительно стоящих результатов. А кто так, лишь балбес, непонятно где нашедший деньги для старта. И который не столько торговлей хочет заниматься, сколько красиво и гламурно отдыхать.

PS
Предваряя возможные вопросы, скажу сразу: если кто не понял, к курению отношусь плохо. Сам никогда системно не курил. Бог миловал от этой напасти. Просто пример взял из того, что мог буквально «пощупать руками».

Бендер-вейпер.png



 
 
 
achepkunov: 2008achepkunov on November 22nd, 2016 04:56 pm (UTC)
Ну так любой инженер может стать хорошим экономистом, но не всякий экономист может стать хотя бы плохим инженером.
d_e_r_w_i_s_hd_e_r_w_i_s_h on November 22nd, 2016 09:19 pm (UTC)
Вообще говоря, нет. Для того, чтобы быть торговцем, все ж таки, надо иметь определенный склад характера. Но, как показала практика, из инженеров регулярно получаются неплохие торгаши (Илон Маск - пусть и темный, но очень выдающийся тому пример). А вот дельных инженеров вышедших из торгашей что-то так сразу и не припомню :)
maksim1023 on November 22nd, 2016 06:30 pm (UTC)
улыбнуло. спасибо.
d_e_r_w_i_s_hd_e_r_w_i_s_h on November 22nd, 2016 09:17 pm (UTC)
Так старался же :)
Жизненное....roosich on November 22nd, 2016 08:25 pm (UTC)
Любой спрос конечен. Особенно если продавец не монополист в городе или районе.
d_e_r_w_i_s_hd_e_r_w_i_s_h on November 22nd, 2016 09:22 pm (UTC)
Есть такое, ага. Но тут усугубление ситуации для чистоты модели. Вообще говоря, правильный торговец будет и сигаретами торговать, и электронками барыжить.
Конфликт возникнет только тогда, когда у него торговые площади закончатся. Тогда произойдет другая трагичная коллизия: низкомаржинальный товар пойдет лесом, а его потребители - вальсом.
luxs135luxs135 on November 23rd, 2016 04:48 pm (UTC)
Это говорит о том, что знания и дружбас математикой нужны всем.